Госзакупки по 44-ФЗ Закупки по 223-ФЗ Коммерческие закупки частных компаний Если кратко
Поставщики участвуют в закупках, чтобы увеличить прибыль, расширить рынки сбыта и найти надежных заказчиков. Ими могут быть как государственные органы и корпорации, так и частный бизнес. Процедуры можно объединить в две большие группы — государственные и коммерческие закупки. В статье разберемся, в чем особенности каждого вида, в каких закупках легче участвовать и побеждать.
Госзакупки по 44-ФЗ
Ключевая особенность закупок по 44-ФЗ в том, что их организатором могут быть государственные корпорации, органы власти, органы управления внебюджетными фондами, публично-правовые компании, государственные казенные учреждения. Процесс регулируется федеральным законом № 44-ФЗ. Заказчик размещает информацию о закупке в ЕИС и дублирует на электронной торговой площадке. На ЭТП поставщики подают заявки на участие в тендере.
Преимущества закупок по 44-ФЗ
Детальное регулирование всех этапов закупочной процедуры. 44-ФЗ регулирует все этапы закупки, вплоть до заключения контракта и оплаты выполненных работ. Закупки всегда проводятся открыто, ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Поставщик может быть уверен, что в случае победы с ним будет подписан контракт. Контроль со стороны ФАС и Федерального казначейства исключает мошенничество.
Размещение закупок только на одной из девяти ЭТП. Заказчики обязаны размещать закупки только на федеральных электронных площадках — сейчас их 9, одна из них — закрытая площадка для закупок по гособоронзаказу. Поставщику не нужно мониторить десятки порталов в поисках подходящей закупки, а благодаря электронному формату участвовать в тендерах можно когда и где удобно.
Единый список требований к поставщику. Список требований к поставщику не меняется от закупки к закупке. После участия в нескольких процедурах готовиться к следующим будет быстрее и проще.
Недостатки закупок по 44-ФЗ
Много сложных и обязательных требований к документам. Нужно внимательно готовить документацию: собрать декларации соответствия, выписки из реестров лицензий, паспорт товара или лицензии и свидетельства, которые разрешают участнику выполнять работы и оказывать услуги. В некоторых случаях требуется решение о согласии на совершение крупной сделки. Документы нужны, чтобы подтвердить, что сам участник и его предложение подходят под условия закупки. Документация должна быть подготовлена вовремя, соответствовать требованиям заказчика и законодательства, а также содержать ссылки на актуальные законы и госстандарты. Новичок может ошибиться или не уложиться в срок.
Сложно подтвердить соответствие товара, работы или услуги требованиям заказчика. В государственных тендерах поставщик должен подтвердить, что предмет закупки соответствует требованиям заказчика. Если требования заказчика сформулированы нестандартно, подтвердить соответствие будет сложно.
Например, заказчик указал, что при выполнении работ нужно использовать щебень с определенным процентом комков глины в составе и других мелких пород. Такие характеристики нельзя проверить без специальной экспертизы. И если у поставщика материала сейчас нет в наличии, он не сможет подтвердить его качество при подаче заявки.
Заказчик часто делает выбор в пользу самого дешевого предложения, а не самого качественного. Госзакупки направлены на экономию бюджета, поэтому заказчики часто выбирают предложение с самой низкой ценой, не учитывая соотношение цена-качество.
Жесткие требования к исполнению контракта. Договориться и изменить условия не получится. Если цена товара изменилась в большую сторону, то поменять цену или уменьшить объем в контракте невозможно. Также изделие нельзя поменять на «похожее». Например, поставщик не может заменить трехслойные медицинские маски на двухслойные.
Иногда заказчик может согласовать замену товара, если при этом его качество повысится, но не наоборот.
В части сроков выполнения контракта есть послабление. Если заказчик не против, то сроки отдельных этапов могут быть сдвинуты, но общий срок исполнения контракта не должен меняться.
Также поставщик должен соблюдать финансовые требования:
- иметь финансовое обеспечение, например, банковскую гарантию — деньги, которые получит заказчик, если поставщик не выполнит свои обязательства;
- в некоторых отраслях потребуется обязательное страхование. Например, страхование строительно-монтажных рисков, если поставщик — застройщик.
Если в процессе проведения тендера требования 44-ФЗ будут нарушены, то заказчик может получить штраф, а поставщик попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Это значит, что он не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ в течение двух лет. Добиться удаления из реестра очень сложно.
Закупки по 223-ФЗ
Закупки по 223-ФЗ — это закупки отдельных видов юридических лиц. Их организуют государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные, муниципальные и другие предприятия с долей участия государства более 50%.
Такие закупки регламентирует федеральный закон № 223-ФЗ, но, по сравнению с 44-ФЗ, порядок проведения более свободный. Это одновременно и плюс, и минус. По закону заказчик должен подготовить положение и план проведения закупок. Поэтому сложность участия зависит от требований организатора закупок.
Преимущества закупок по 223-ФЗ
Не всегда заказчик требует финансовое обеспечение. Это требование на усмотрение заказчика. За счет того, что некоторые компании не просят обеспечение, поставщик может не изымать деньги из оборота.
Если начальная (максимальная) цена договора закупки меньше 5 миллионов рублей, заказчик не должен требовать обеспечение заявки.
Закон не ограничивает способ закупки. Инициаторы закупки могут проводить любую процедуру: конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений. Разрешена закупка у единственного поставщика, если это зафиксировано в положении.
В 44-ФЗ такой свободы нет: заказчикам доступны конкурс, аукцион и запрос котировок. Закон строго регулирует сроки проведения процедур и условия выбора победителя. 44-ФЗ также ограничивает случаи закупки у единственного поставщика. Объем таких закупок в год у организации не может быть более 10% от всех запланированных.
Недостатки закупок по 223-ФЗ
Закупки могут публиковаться на любой электронной торговой площадке. Нюанс в том, что площадок много, а для участия нужна аккредитация именно на той, где размещен тендер.
Нет единого регламента проведения закупки. Каждый раз необходимо подстраиваться под положение заказчика.
Например, одна компания может потребовать финансовое обеспечение заявки, наличие сотрудников без судимостей с определенным трудовым стажем и подтверждающими документами, заявить короткие сроки передачи документации и ответов на запросы. Другая же заинтересована только в выгодной сумме контракта, не требует обеспечения и заявляет минимальные квалификационные требования, которые легко подтвердить.
Кроме стандартных требований заказчик может заявить и специфические. Например, заказчик перестраховывается и просит подтвердить законное наличие техники с гидравлической тягой для выполнения работ по контракту. Но участник не обязан иметь технику на этапе подачи заявки, он может приобрести или арендовать ее уже после подведения итогов.
Другой заказчик рассматривает только тех участников, которые имели опыт строительных работ на железнодорожных объектах. Исполнитель может иметь успешный опыт в строительстве в аэропортах. Они также относятся к особо опасным и технически сложным объектам. Значит, такой опыт может подтвердить квалификацию исполнителя. Но из-за слишком узких требований он не может подать заявку на участие.
Такой подход заказчика снижает конкуренцию в процедуре и упрощает задачу организатору — ему легче выбрать из небольшого количества участников. Тем не менее, заказчик в положении также должен обосновать причину заявленных требований, иначе они могут быть обжалованы ФАС.
Возможен отказ заказчика от заключения контракта. По закону компания-организатор имеет право отказаться от подписания договора в любое время, вплоть до момента заключения контракта. Например, в процессе необходимость в закупке исчезла. В таком случае победитель закупки потратил свое время на участие в тендере и подготовку документации впустую. Заказчик должен зафиксировать в положении, в каких случаях он может не заключать договор. Но эти условия не должны противоречить действующему законодательству.
Коммерческие закупки частных компаний
Коммерческих закупки проводят частные компании для решения бизнес-задач. Заказчики могут организовывать коммерческие тендеры на любых площадках и по своим правилам, главное, чтобы они не противоречили Гражданскому кодексу и 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заказчики могут размещать тендеры на собственном сайте компании или на электронных торговых площадках. Некоторые компании информируют о тендерах через email-рассылки.
Достоинства коммерческих закупок
Легкий старт. Начать участвовать в электронных коммерческих закупках легко: нужно оформить электронную подпись и зарегистрироваться на нужной площадке.
Если коммерческая закупка проводится в бумажном виде, то можно обойтись без электронной подписи. Но она может пригодиться при подписании электронного договора в случае победы и обязательно понадобится для регистрации на электронной площадке для торгов или при выводе средств из личного кабинета ЭТП.
Невысокая конкуренция. Если компания не афиширует проведение тендера, то конкуренция в закупке будет небольшой, а значит проще победить.
Больше шансов получить предоплату. Бизнес заинтересован быстро найти подходящего исполнителя, получить товары или услуги и закрыть вопрос с оплатой. Поэтому в коммерческих закупках чаще встречаются контракты с оплатой в короткие сроки и с предоплатой. А требование финансового обеспечения встречается редко.
В закупке может быть несколько победителей. Заказчик может выбрать несколько победителей и работать с ними параллельно. Например, заказчик выбирает агентство, для разработки маркетинговой концепции. Один поставщик может взять на себя интернет-продвижение, а другой — проработку стратегии для наружной и тв-рекламы.
Предложение возможно скорректировать до завершения этапа приема заявок. Поставщик может пообщаться с заказчиком напрямую и включить важные нюансы в коммерческом предложении. В государственных закупках это будет нарушением регламента.
Возможность найти стабильного партнера и наладить связи на будущее. Большинство заказчиков из бизнеса ищут надежного поставщика товаров и услуг. Если ожидания оправдаются, то поставщик можете рассчитывать на продление контракта и долгосрочное сотрудничество. В госзакупках такая ситуация невозможна.
В коммерческих тендерах важна не только цена. Заказчики также обращают внимание на комфортную для них схему оплаты, квалификацию специалистов, результаты в отрасли, эксклюзивность условий. В частных закупках работает соотношение «цена-качество». Это хороший шанс для поставщика получить прибыльный контракт не только благодаря низкой цене, но и за счет других преимуществ.
Например, поставщик А предлагает самую низкую цену на оборудование, но не работает по постоплате, сроки поставки от двух недель, до этого работал только с небольшими контрактами. Поставщик Б заявил цену выше, но готов поставить такой же товар в течение недели, дополнительно оказывает услуги по настройке и техническому обслуживанию, работает по постоплате и имеет хорошую репутацию и крупные контракты в своей сфере. Заказчик может пожертвовать ценой в пользу других преимуществ исполнителя.
Недостатки коммерческих закупок
Мало регламентации и стандартизированных правил. Каждая новая закупка требует индивидуального подхода. Для одного заказчика достаточно интересного коммерческого предложения, другой может запросить полную бухгалтерскую отчетность. Общих правил нет. Чтобы лучше разобраться в коммерческих закупках, пройдите бесплатный курс Росэлторг.
Нет единой системы, где публикуются все коммерческие закупки. Если компания не размещает свои закупки на электронных площадках, то найти их будет непросто. Вам придется мониторить сайты заказчиков, подписываться на рассылки, а иногда и звонить в компании, чтобы понять, актуально ли для них ваше предложение. Если компания разместила тендер на ЭТП, то это значительно упростит поиск.
Искать закупки частных компаний можно с помощью агрегаторов. Это сайты, которые собирают закупки с большинства ЭТП России. Поставщик может искать интересные процедуры по ключевым словам, дате публикации, компании-организатору. Главный минус — за работу в агрегаторе нужно платить.
Альтернатива агрегаторам — площадки для закупки частных компаний. Например, Росэлторг.Бизнес. Искать процедуры можно бесплатно. Участие в закупках с НМЦК до 100 000 ₽ — тоже бесплатно. Также можно купить безлимитный тариф и участвовать в закупках без ограничений.
Если кратко
- Государственные закупки по 44-ФЗ строго регламентированы. Найти их легко на одной из девяти федеральных ЭТП. Среди недостатков: легко совершить ошибку при подготовке документации, обязательно финансовое обеспечение, строгие требования к исполнению контракта. Государственные заказчики ориентированы на максимальную экономию, поэтому часто главный критерий при выборе поставщика — цена.
- Среди плюсов закупок по 223-ФЗ: свобода в выборе способа закупки, возможность закупаться у единственного поставщика, более крупные суммы контрактов по сравнению с 44-ФЗ. Но есть и минусы: закупки публикуются на множестве площадок и отслеживать их постоянно неудобно. Для каждой закупки требования отличаются. При этом организатор вправе отказаться от заключения контракта с победителем.
- Начать участвовать в торгах лучше с закупок частных компаний. В них проще победить. Однако отсутствие закрепленных правил проведения таких закупок требует внимательности к документам. Важно изучить требования заказчика и установить разумную стоимость, чтобы ваше предложение им соответствовало.